Тема космоса всегда увлекала Константина Чайкина – и как часовщика и изобретателя, и как визионера, стремящегося к техническому прогрессу и расширению пределов исследованной вселенной, в том числе и за пределами нашей планеты. Как часовой мастер, Чайкин много времени посвятил разработке астрономических усложнений. В частности, он изобрел новую остроумную механику для классических лунных календарей, которую реализовал в часах «Хиджра» и «Декалог»: они отражают времясчисление по мусульманскому календарю Хиджры и еврейскому календарю.
Но этого часовщику показалось мало: он хотел создать необычный наглядный 3D-индикатор фаз Луны. В 2010-м, предъюбилейном году для истории отечественной космонавтики – в 2011-м должно было отмечаться 50-летие полета Юрия Гагарина и 40-летие программы «Лунохода», первого в мире автономного планетохода. Константин Чайкин решил отметить эти важные даты выпуском новых часов с инновационным сферическим указателем лунных фаз (первоначальное название проекта звучало как Ombra Luna, «Тень Луны»). Таким образом можно было эффектно и одновременно правдоподобно представить в часах ночное светило. Но «Луноход»навел мастера на мысль о часах, которые напоминали бы о программе советского планетохода. Так из «наземно-лунной» с классическими плоскими индикаторами фаз Луны его собственная часовая программа вышла на новый уровень и стала более масштабной – космической.
В «Луноходе» Константин Чайкин отдал дань истории российского часового дела: как следует из архивных документов, русский изобретатель Иван Кулибин обдумывал конструкцию сферического указателя лунных фаз в своих карманных «планетных часах». Чайкин воплотил в жизнь кулибинскую мысль и сделал сферический индикатор «Лунохода» самым большим на тот момент 3D-индикатором в наручных часах во всей мировой индустрии — со сферой диаметром 12 миллиметров из булата – особого вида стали. «Луна» неподвижна, ее в течение месяца обходит «тень» — фаза Луны, которую изображает полусфера из черненого серебра.Форма булатного корпуса часов – сочетание круга и tonneau («бочки»). Его дизайн напоминает о конструкции исторического планетохода.
Следом Чайкин выпустил «Луноход Прайм» в золотом корпусе. Его циферблат частично скелетонирован, а Луну в 3D-индикаторе лунных фаз изображает натуральная 12-миллиметровая жемчужина: первый в истории часового дела случай превращения жемчуга в функциональную деталь механизма. Мастер отказался от стрелок и использовал две часовые шкалы: на первой часы от полудня до полуночи часы указывает маркер-Солнце, на второй время от полуночи до полудня – маркер-полумесяц. Минуты указывает секторный стрелочный индикатор.
В конце 2017 года мысли Чайкина устремились к Красной планете. «Марсианская программа» часовщика стартовала 27 июля 2018 года. В этот день великого противостояния Земли и Марса и полного лунного затмения мастер представил созданный им механизм будущих часов «Марс Конкверор Марк 1». Вокруг этого калибра необычной конструкции строился призматический корпус часов. Внешняя его сторона похожа на приборную панель с тремя циферблатами. Центральный – для индикации земного времени, слева – циферблат марсианского времени, а справа – циферблат марсианской даты с указателем взаимного расположения Земли и Марса. Он также используется для определения длительности миссии на Марсе в солах – средних марсианских сутках. Заводная головка в форме сопла ракетного двигателя внизу корпуса довершает его сходство с космическим летательным аппаратом.
Программу продолжил «Марс Конкверор Марк 3 Файтер» – первые «марсианские» авиаторские часы в истории часового дела. Они обладают всеми отличительными чертами пилотской модели: массивный корпус с круглым циферблатом, крупные головки ремонтуара (они размещены фронтально внизу корпуса по обеим сторонам циферблата), широкие стрелки и легко читающиеся часовые метки, покрытые люминофором. Корпус «Марс Конкверор Марк 3 Файтер» Чайкин сделал титановым и придал ему призматическую «космическую» форму. Мастер сам нарисовал контрастные угловатые арабские цифры и придумал дизайн широких стрелок в форме ракеты-носителя сверхтяжелого класса.
В том же 2017 году Константин Чайкин запустил свою суперпопулярную ныне коллекцию «Ристмонов». В 2021 году ее пополнил «космический» ристмон – уникальный «Марсианин». Это первые в мире часы, оснащенные марсианским турбийоном (он совершает один оборот за одну марсианскую минуту, около 61,65 земной секунды), и первые наручные часы с турбийоном, созданные в России. «Глаза» ристмона – часовой и минутный индикаторы – показывают марсианское время.
Роль «улыбки» «Марсианина», вместо привычного для ристмонов индикатора фаз Луны, неактуального в марсианских часах, играет оригинальный марсианский календарь, изобретенный Чайкиным. Он реализован по системе американского инженера Томаса Гангале с 24 месяцами по 27-28 солов и показывает даты и дни недели одной стрелкой. Мастер придумал для этого календаря систему обозначений десятеричного счисления и начертание «марсианских» цифр. Они обыграны и в других деталях часов: стрелки «Марсианина» сделаны в форме марсианской цифры 1, а качающийся мост промежуточных колес системы завода выглядит как марсианская цифра 3.
Наконец, последним на данный момент и наиболее сложным представителем программы Константина Чайкина по созданию часов с астрономическими и космическими усложнениямистали уникальные часы «Звездочет». «В 2023 году исполнялось 20 лет с момента создания моей мануфактуры, и для меня было важно подвести своеобразный итог, объединив три главных направления моего творчества – сверхсложную часовую механику, антропоморфный дизайн и тему покорения космоса, – рассказывал Чайкин об этом проекте. – В результате получились действительно сложные часы, самые сложные наручные часы, созданные мной. 11 из 17 их функций – астрономические. И чтобы гармонично распределить их индикаторы, пришлось создать сразу два антропоморфных циферблата».
Основной циферблат называется Тёмной стороной, оборотный – Светлой стороной «Звездочёта». Эти названия выбраны мастером по той причине, что мосты механизма с лицевой стороны часов декорированы тёмным рутениевым покрытием, тогда как с оборотной стороны часов мосты покрыты светлым родием. «Глаза» на Тёмной стороне – это обязательная для ристмона джокер-индикация часов и минут, «улыбка» – секторный индикатор дня недели, «нос»– уравнение времени и «брови» – указатель продолжительности дня и ночи. Есть ещё и «третий глаз»: это планисфера – карта звёздного неба. Её диаметр – всего шесть миллиметров. Возможно, на данный момент это самая миниатюрная планисфера в истории часового дела.
Кроме того, на Тёмной стороне «Звездочёта» установлены индикаторы среднесолнечного и звездного времени в 24-часовом формате и зодиакальная шкала с маркерами-названиями 12 созвездий зодиака. Она показывает положение Солнца на эклиптике в течение года, что позволяет с точностью в несколько дней определить текущие месяц и дату.
Светлая сторона – тоже антропоморфный циферблат. «Глаза» – указатель фаз Луны классической конструкции с плавным изменением фазы и крайне редкий для механических часов индикатор солнечной активности. «Ртом» стала круглая апертура турбийона (но не инопланетного, как у часов «Марсианский турбийон», а с «земным» 60-секундным периодом вращения). «Рот» выглядит приоткрытым от изумления, в нём движется «язык» – титановая каретка фирменного чайкинского дизайна «альфа».
На Светлой стороне Чайкин разместил усложнения, изобретённые им для этих часов. Первое изобретение мастера – 4-стадийный дискретный индикатор фазы Луны. На диске этого указателя четыре иконки обозначают четыре самые важные стадии эволюции фазы: новолуние, прибывающая луна (молодая луна), полнолуние и убывающая луна (старая луна). Переключение этого указателя происходит скачкообразно. Уникальная особенность «Звездочёта» состоит в том, что Константин Чайкин решил установить два различных указателя фазы Луны. Второе изобретение – указатель азимута восхода и заката Солнца. Каждая из стрелок указывают на горизонте точку, где взойдёт или зайдёт дневное светило. Для определения направления на эту точку нужно, держа корпус часов горизонтально, направить на север маркер «360 градусов» шкалы солнечного компаса. Тогда стрелка с жёлтым наконечником покажет на линии горизонта место восхода, а стрелка с синим наконечником – место заката. Третье изобретение – графический индикатор солнечной активности. Фактически, Константин Чайкин изобрёл двойной индикатор солнечной активности с графическим представлением уровня активности посредством изменяющегося числа тёмных пятен в апертуре индикатора, и указателем номера года цикла солнечной активности. Как и в классическом указателе фазы Луны, другом глазе персонажа Светлой стороны, в нём использован открытый дизайн с полностью видимым солнечным диском с разметкой в виде тёмных солнечных пятен, что позволяет визуально оценить уровень солнечной активности. Указатель номера года цикла солнечной активности позволяет получить более точную количественную оценку эволюции цикла, однако, он не считается отдельным усложнением. У индикатора цикла солнечной активности есть ещё одна интересная особенность – он делает оборот за 11 лет, и поэтому является одним из наиболее медленных указателей механических часов. Скорость его вращения меньше скорости вращения анкерного колеса, наиболее быстро вращающейся детали механизма часов «Звездочёт», примерно в 127 миллионов раз«Звездочёт» – первые наручные механические часы в мире, в которые установлен индикатор цикла солнечной активности.
Программа космических и астрономических усложнений Константина Чайкина продолжает развиваться. Мастер постоянно генерирует оригинальные идеи, которые однажды воплотятся в новых уникальных часах.