Top.Mail.Ru
Blog

«Пожиратель Времени» – наконец мы его увидели вживую!

1 June 2023
«Пожиратель Времени» – наконец мы его увидели вживую!

Помню, в начале 2021 года Константин Чайкин под обещание держать это в секрете показал сделанные им собственноручно два скетча новых часов, которые ещё не всплывали на рынке. На одном из них был нарисован первый стальной вариант, тогда ещё единственный, модели Minions – я сразу был от него без ума, а второй с необычным одноглазым ристмоном, от которого меня просто в дрожь бросило. Одноглазый Джокер! Очевидное, казалось бы, название, однако, судьба распорядилась иначе, и мелким почерком сбоку живописного скетча уже было обозначено недавно раскрывшееся официальное название этого проекта – Le Régulateur Louis Erard x Konstantin Chaykin.

Да, как видите, нам пришлось долго ждать этого события – до 25 апреля 2023 года. О чём речь? Конечно, о первой коллаборации Константина Чайкина и Louis Erard.

Picture Константин Чайкин
Те, кто следит за вторичным рынком и судьбой самых интересных релизов швейцарских брендов, и кто не концентрируется исключительно на голубых фишках коллекционного рынка, наверняка отметили далёкую от обычных сценариев ситуацию с лимитированными сериями часов с регуляторным циферблатом, предлагающимися швейцарским брендом Louis Erard. В чём необычность этой ситуации? Как правило, цены на вторичном рынке компенсируют изначальную переоценку, заложенную брендом в рекомендованную розничную стоимость своих часов, однако, коллекционные релизы Louis Erard предлагаются на вторичном рынке за суммы, превышающие розничную отметку. Это настоящее чудо для небольшого бренда родилось благодаря появлению в его команде Манюэля Эмша, экс-руководителя бренда Jaquet Droz в его современной инкарнации (честно говоря, коллекция бренда до сих пор большей частью основывается на разработках тех времён, когда Эмш возглавлял его), и экс-руководителя уже несуществующего бренда Romain Jérôme.

Picture Манюэль Эмш
Манюэль Эмш принёс в Louis Erard идею сотрудничества с независимыми часовщиками, дизайнерами, и даже блогерами. Коллаборации – очень заметная тенденция в наши дни, а Эмш в Louis Erard действовал по сценарию, похожему на то, что сотворил Максимилиан Бюссер с серией Opus. Проект Opus времён Бюссера – это высшая лига, для него независимые часовщики создавали концепцию, включавшую как дизайн, так и механизм (за редкими исключениями). Серия коллабораций Le Régulateur от Louis Erard – иное дело. Здесь речь не идёт о разработке механизма, что сильно сказалось бы на окончательной стоимости часов. Поэтому все коллабы Louis Erard базируются на стандартном Sellita SW266 с циферблатом регулятор. Здесь даже зачастую речь не идёт о создании нового дизайна, скорее, следовало бы использовать термин стилизация. Самыми успешными коллабами-стилизациями Louis Erard были несколько моделей, созданный в партнёрстве с Аленом Зильберштайном, и одна единственная (к большому моему сожалению!) – с Вианнеем Альтером.

Picture Колоборация Louis Erard с Аленом Зильберштайном - Louis Erard x Alain Silberstein’s Triptych
Часы Le Régulateur Louis Erard x Konstantin Chaykin, официально представленные 25 апреля 2023 года, и неофициально примерно за месяц до того на выставке AHCI в Женеве, – абсолютно другая ситуация. Константин Чайкин не отдал в аренду Louis Erard дизайн своего «Джокера» или другого ристмона, чтобы тот сотворил часы по своему вкусу и умению. Зная Константина Чайкина, я могу с уверенностью утверждать, что его такой сценарий не устроил бы. По простой причине – ему было бы скучно. Поэтому вместо вполне тривиального, как это могло бы случиться в иной жизни, «Одноглазого Джокера» мы получили часы с этим длинным названием, или же, если коротко, «Пожирателя Времени» (Time-Eater), как эти часы вполне официально названы в пресс-релизе Louis Erard.

Picture Часы Time-Eater от брендов Louis Erard и «Константин Чайкин»
Прежде всего, следует отметить, что Константин Чайкин согласился запустить это сотрудничество, поскольку высоко оценил модели, созданные в сотрудничестве Louis Erard с другими часовщиками: «Бренд Louis Erard в последние годы демонстрирует способность делать замечательные коллаборации. Из самых ярких и запоминающихся могу отметить его работы с Alain Silberstein и Vianney Halter. Поэтому мне понравилась идея создать с ними общий концепт, объединив дизайн моей коллекции “Ристмонов” и механизм с индикацией-регулятором, который предложили использовать мои коллеги из Louis Erard. Работа началась в конце 2020 года. Первой мыслью было добавить дополнительные элементы индикации. Но это сильно усложнило бы механизм и увеличило бы стоимость. Поэтому я решил реализовать концепт в рамках привычного вида регулятора Louis Erard».

Picture Один из первых эскизов концепции часов Time-Eater
Фактически, уже на этом этапе Чайкин вышел за рамки той роли, которая стандартно предполагалась в коллаборациях Louis Erard. Начав, он уже не мог остановиться. Вообще, это крайне увлекательно, встречаться с Чайкиным, когда он занят разработкой своего очередного проекта. Когда всё ещё не решено окончательно, когда у него вдруг появляется новая идея, ещё лучше прежней, хотя и та была превосходной. Когда он спокойно отказывается от уже, казалось бы, проработанной концепции – и не обязательно потому что часы «не пошли», а просто потому что с новой идеей работать интереснее. Впрочем, ход его мысли редко бывает предсказуемым, и поэтому каждый раз всё может развиваться совсем иначе, не так, как это можно было бы предположить на основании предыдущего опыта.

Picture Часы Time-Eater от брендов Louis Erard и «Константин Чайкин»
Один из таких не предусмотренных классическим сценарием ходов произошёл в истории с «Пожирателем Времени». Чайкин далеко вышел за рамки стандартной, в общем-то, ситуации. Вместо стилизации своего «Джокера» он решил создать часы с историей, с концепцией. Пусть это не часы его бренда. Обычно он старается так делать при разработке новых ристмонов, хотя, следует признать, далеко не всегда у него на это хватает сил. Так было, например, с Minions Titanium, что, впрочем, не мешает этому ристмону оставаться превосходными часами – харизматический характер миньона Боба, воплощённый в этих часах, не требует дополнительных усилий, чтобы сделать их ещё более привлекательными.

Picture Часы «Миньоны Титан» Константина Чайкина
К новой концепции часов, сейчас известных как «Пожиратель Времени», Чайкин зашёл с неожиданной стороны. Он начал с истории специальных релизов коллекции ристмонов, посвящённых Хэллоуину – напомню, эта серия существует с осени 2017 года, когда появилась «Тыквенная Голова». Вот что об этом говорит сам Константин: «Ежегодно к Хэллоуину я создавал какого-то нового монстра – ристмона с хэллоуинской тематикой: это были, например, «Джек-фонарь» и «Дракула».

Picture Часы «Дракула» Константина Чайкина
В поисках идей для этой коллаборации я обратился к российской тематике, вспомнив персонажа русских сказок – Лихо Одноглазое. Так впервые появилась идея сделать ристмона только с одним глазом. Такое расположение индикаторов отлично подходило для коллаборации с Louis Erard. Поэтому в итоге я решил сделать именно одноглазого персонажа. Чтобы сохранить ДНК ристмонов я использовал элементы первого «Джокера». Сам «глаз», внешний контур циферблата, цвета, использованные в его оформлении – все это отсылает к первой модели моей коллекции. «Глаз», часовой индикатор, размещается в положении «12 часов». «Рот», секундная индикация, – в позиции «6 часов». Минуты показывает центральная стрелка».

Picture Константин Чайкин за работой над эскизом часов Time-Eater
Вот здесь уже начинается интересное. Другая традиция его коллекции ристмонов, пусть и не многолетняя, касается способности Чайкина не только найти ассоциации, связывающие нового персонажа с каким-либо явлением культуры, но и дать более общий, философский взгляд. В частности, в серии ристмонов, посвящённых приходу нового года по китайскому традиционному календарю, он с увлечением исследует переплетения китайской мифологии с образами из других культур, европейской, греческой, американской. Для совместного проекта с Louis Erard Чайкин сформировал до того немыслимый сплав, ингредиентами которого были традиционный дизайн циферблата регулятор, его «Джокер», прародитель коллекции ристмонов, славянский миф об одноглазом монстре (создателю коллекции ристмонов – монстров на запястье – это близко, не так ли?) и, казалось бы, совсем уж далёкое – известного всем персонажа древнегреческих мифов, изображённого великим испанским живописцем, и далеко не только это…

Picture Часы «Джокер» Константина Чайкина
Константин вспоминает: «Выбирая решение для “рта”, я обратился и к другим образам культуры. Мне вспомнился “Сатурн, пожирающий своего сына” Франциско Гойи. Я думал о лангольерах, “пожирателей времени” из повести Стивена Кинга. Так родилась идея “рта”-секундного индикатора: подвижные “зубы” совершают непрерывное цикличное вращение, словно пожирая время. С этим связано и рабочее название часов: циклопы (“круглый глаз” в переводе с греческого) – родные братья бога Кроноса, бога времени, греческого аналога Сатурна».

Picture Часы Time-Eater от брендов Louis Erard и «Константин Чайкин»
Казалось бы, ему и этого было мало, и он сделал то, чего никогда не делал в коллекции ристмонов: создал минутную стрелку. Вот как это было: «Минутную стрелку я решил сделать в виде двух рук, вращающихся по кругу. Поскольку речь шла об одушевлённом персонаже, я оформил обе стороны этой стрелки в виде кистей рук со специально подобранными комбинациями пальцев. Указательная часть должна быть стреловидной, а обратная напоминать оперение. И я сразу нарисовал эти фигуры – одна выглядит указующей, а вторая похожа на экспрессивный рокерский жест. Но каждый, кто рассматривает часы, волен сам додумать значение этих комбинаций».

Picture Часы Time-Eater от брендов Louis Erard и «Константин Чайкин»
Здесь, конечно, он лукавит. У него хорошее чувство юмора, и известная всем, пусть и не названная им комбинация пальцев, всё-таки нашла свою реализацию в «Пожирателе Времени». Вас это пугает? Меня – нет. К тому же, капля хулиганства делает эти превосходные часы пикантными. Что только повышает их шансы в конце концов стать одной из легенд современного часового искусства.

Автор: Алексей Кутковой