Действительно, когда я задумывал часы Carpe Diem, а было это уже довольно-таки давно, весной 2013 года, мной руководила именно эта мысль – наслаждаться каждым моментом. В этом суть концепции, выраженной фразой Овидия: cárpe diém, quám minimúm crédula póstero, или же «пользуйся днём, меньше всего веря грядущему», если цитировать эту фразу по русскому переводу Сергея Шервинского.
![Picture](/upload/blog/a0e/pwuvfmqrv20zmbdabe0l77knr4vq8i22.jpg)
Непосредственно же меня вдохновили натюрморты голландских живописцев, работавших в аллегорическом жанре vanitas, который был необычайно популярен в начале XVII века, настолько, что немало образцов жанра попало в российские коллекции и теперь представлено в российских музеях, включая ГМИИ имени Пушкина в Москве. В тот момент я сразу же начал примерять, как этот жанр можно было бы выразить в часах, и мне пришла в голову идея поставить на циферблат индикатор времени в том или ином виде – часов, минут или какого-либо нецикличного процесса (здесь я цитирую свою патентную заявку, которая была оформлена в 2013-м) – в виде анимации песочных часов. Я считаю, что наиболее ценной идеей был принцип аллегорических часов, в которых песочные часы как классический элемент аллегорического натюрморта были реализованы методами часовой механики и действовали, как подсистема часового механизма. То есть мне удалось изобрести не простой, стационарный аллегорический натюрморт, но анимированный, движущийся и полностью механический.
![Picture](/upload/blog/320/6s5flyq3k354dk67lna3pavv36s5poba.jpg)
Вместе с разработкой конструкции я занялся проверкой – а вдруг уже был часовщик, а может быть, и не один, кому в голову уже приходила эта счастливая идея, поставить анимированные песочные часы на циферблат, ведь для часов с жакемарами или с анимированными музыкальными сценами было придумано немало различных движущихся фигурок… Однако нет, в этом меня ждала неудача. Не буду притворяться, что меня это опечалило. Поэтому я с чистым сердцем отдал патентную заявку на патентное ведомство, и уже всерьёз занялся конструированием моих часов Carpe Diem. В них я реализовал лишь один тип из заявленного мною семейства часовых индикаторов в виде анимации песочных часов – указатель минут. Почему я выбрал именно индикацию минут? Ответ прост: секунды, например, выглядели бы куда более динамичными, но для работы такого устройства потребовалась бы бездна энергии, запасы которой в компактном механизме наручных часов весьма ограничены.
С часами, или, скажем, указателем запаса хода проще – там движение медленное, и энергии требуется меньше, но и картинка меняется уж очень медленно, в тот момент это меня не устраивало. Поэтому индикатор минут представлялся оптимальным выбором. Патент RU2537507 был зарегистрирован и опубликован 10 января 2015 года, первый изготовленный мною экземпляр часов Carpe Diem был представлен российской публике и журналистам тринадцатью месяцами ранее – 10 декабря 2013 года. Минуты в них измерялись песочными часами, в которых имитация движения песка в верхней и нижней колбах осуществлялась механическими шторками с приводом от минутного колеса часового механизма.
![Picture](/upload/blog/92e/g0rsl2fh6rd25qyr0006qydbvqwcax3i.jpg)
Несколько дней назад, сразу же после начала онлайн-выставки Watches & Wonders Geneva 2021, вдруг ко мне посыпались сообщения от клиентов, друзей моей мануфактуры: посмотри, бренд Louis Vuitton в только что представленных часах Tambour Carpe Diem воспользовался твоей идеей. Проверил – да, это так. И вот тут я подумал: «Да! Carpe Diem, именно об этом мои часы». Часовое искусство – это грандиозное поле изобретательности и креативности, и случается, что даже великие часовщики иногда пользуются плодами чужого гения. Турбийоном, детищем Авраама-Луи Бреге, пользуются чуть ли не все часовщики мира, выпускающие сложные механические модели. Его же стрелки, арабские цифры маркеров часовой шкалы… Да мало ли что ещё. Помнит ли кто-нибудь, кто первым использовал циферблат с брегетовскими цифрами? Нет, никто не помнит. Но что его первым создал Бреге, помнят все.
Эта мысль меня греет. Carpe Diem.
![Picture](/upload/blog/77d/8smiyopfiqu6065o4m0bcv1x7w1vft2h.jpg)
Если великий бренд (я здесь далёк от того, чтобы произносить это с иронией или скептицизмом) продолжает линию изобретённого когда-то мною и запатентованного (патент всё ещё действует, пусть только на территории России) механической системы индикации, воспроизводящей действие песочных часов, а вместе с тем изобретённой новой концепцией механически анимированной аллегории, что ж, я не приветствую этот факт, но надеюсь, что моя идея будет жить дальше в часовом искусстве.
https://youtu.be/aDTWKM3F6KA