Ru En
En

Cinema: магия кино

Задумка Константина Чайкина, подарившая жизнь наручным часам под названием Cinema, зародилась ровно 10 лет назад: в апреле 2012 года.



Picture
В год первого круглого юбилея рассказываем, как идея оформилась в единственное в своём роде хронометрическое изделие, олицетворяющее все те фильмы, что мы смотрим на экранах наших телевизоров и девайсов. В наручных часах премиального сегмента важно не только филигранное исполнение, но и стоящая за ними идея. Богатством и ювелирным качеством отделки искушенных поклонников Высокого часового искусства поразить довольно непросто. Уж сколько шедевров они повидали на своём веку! Другое дело – изделие с уникальной историей и модулем, построенным по её мотивам. Часы Cinema Константин Чайкин придумал в 2012-м – и запатентовал изобретение год спустя.


Любопытно, что в данном случае мы знаем даже точную дату, когда мысль о таком устройстве пришла автору в голову: 9 апреля. В этот день Константин открыл «Гугл» и обратил внимание на гугл-дудл дня: «галопирующую лошадь Мейбриджа».
Photo

Гугл-дудл — это своеобразные открытки, визуализирующие различные знаменательные события мировой истории. Регулярно появляются на главной странице Google.

Что же произошло 9 апреля? В этот день родился Эдвард Мейбридж, придумавший и сконструировавший зоопраксископ. Термин состоит из нескольких частей: в переводе с греческого все вместе они означают: ζῷον — животное, живое + πράξις — деятельность, движение + σκοπέω — смотр =прибор для «воспроизведения движущихся картинок». И этого события не случилось бы, не возникни пари, подтолкнувшее Мейбриджа на легендарную съёмку, в которой были задействованы всадник на скачущей по беговой дорожке лошади и «фотодром» из 12 кабин на фоне длинной белой стены, выстроенной вдоль трека.

Picture Пари на двадцать пять тысяч долларов (увы, информации о нём в подтверждённых источниках не сохранилось) заключил Леланд Стэнфорд, прежде губернатор Калифорнии, а также один из четырёх крупнейших бизнесменов в Сакраменто, известных в народе как «Большая четвёрка». Учредитель железнодорожной империи, филантроп и основатель Стэнфордского университета, он слыл страстным коннозаводчиком. Его, как и всех любителей скачек того времени, волновал широко обсуждаемый вопрос: существуют ли такие моменты, когда лошадь в галопе одновременно отрывает от земли все четыре копыта? Дело в том, что человеческий глаз не мог зафиксировать этот момент из-за скорости, с которой двигается животное, ну а художники, которые тоже не могли этого увидеть, всегда изображали бегущую лошадь как минимум с одной ногой, касающейся поверхности.

Picture Leland Stanford               
В результате Стэндфорд пригласил эксцентричного англичанина, чтобы раз и навсегда рассеять сомнения на этот счёт. Мейбридж применил трудоёмкий мокрый коллодионный процесс, при котором требовалось немедленно экспонировать приготовленные эмульсионные фотопластинки, терявшие свои свойства при высыхании. В отличие от сухих пластин и дагеротипа мокрые пластины обладали высокой светочувствительностью, что позволяло работать на коротких выдержках. Подготовка к эксперименту продлилась довольно долго: исследовательская группа, которую возглавил фотограф, была собрана ещё в 1872-м – но наиболее значимые итоги были получены 19 июня 1878 года. Причиной тому были препоны не только технического, но и личного характера – вспыльчивый Мейбридж был осуждён (но, важно отметить, оправдан судом присяжных) и потому на несколько лет покинул страну.

Picture
Хотя самые первые снимки доказывали правоту Стэндфорда, тогда публика заподозрила его группу в фальсификации, склонившись к мнению, что удачный кадр был отретуширован с выгодой для заказчика. Шесть лет спустя серия снимков провелась вновь – на этот раз на глазах у гостей и представителей прессы. Мейбридж публично обработал все двенадцать пластин и ещё сырыми выложил для осмотра. На втором и третьем кадрах четыре ноги кобылы по имени Салли Гарднер не опирались на землю. Годом позже благодаря тому же Мейбриджу на свет появился зоопраксископ – одна из самых известных докинематографических технологий.

Picture

Зоопраксископ в миниатюре

Анимационные детали часов всегда являлись демонстрацией вершины мастерства. Крайне редко они встречаются сегодня в часах-автоматонах, где движущиеся элементы циферблата дублируют (или сами являются) элементами индикации. Чаще – в репетирах, часах с механизмом боя. В таком случае они называются жакемары. Их движения сопровождают звуковой сигнал, отмечающий текущий час. Исследуя эту область, российский мастер обнаружил, что до него никто всерьёз не брался за тему мультипликации, а значит, в этой нише он будет первым в мире разработчиком, внедрившим конструкцию такого типа в механический калибр. Самым логичным было взять знаменитое изображение галопирующей лошади со всадником и «оживить» его на циферблате. Но как это сделать? – В прямом смысле слова переизобрести зоопраксископ таким образом, чтобы он поместился в корпус с размерами 47,6×37,6×13,8 мм.

Picture
Зоопраксископ, по сути, является ранним проекционным аппаратом. Поэтому именно на нём базируется первый в истории синематографа кинетоскоп. Если в аппарате Мейбриджа проигрывались 40-сантиметровые стеклянные диски, диаметр соответствующего колеса в часах Чайкина составляет микроскопические, по сравнению с оригиналом, 32 мм. «Сложность задачи была для меня очевидной, — вспоминает изобретатель. — Поэтому, предвидя всякие проблемы и ловушки, я решил осаждать крепость по науке, то есть поэтапно, по заранее просчитанному плану. Сначала я построил макет механизма анимации в пластике — в увеличенном масштабе, потом в металле — в масштабе один к одному, только после этого я сделал прототип с часовым механизмом».

Picture
Автору было необходимо упорядочить скорость вращающегося диска – основы будущей циферблатной анимации. Для этих целей он поначалу решил прибегнуть к аэродинамическому стабилизатору, но ход работ показал, что будет достаточно стандартного триба с парой накладных камней. Конструируя инновационный модуль, Чайкин также задействовал несколько технических решений, использовавшихся на заре киноиндустрии: женевский привод (как раз заимствованный из часового дела), а также обтюратор – механизм для перекрывания потока света или иного излучения в оптических приборах. Мастер рассчитал и изготовил специальный окуляр, установив последний в нижней части циферблата: при активации специальной кнопки в нём циклически воспроизводится 12-кадровая съёмка Мейбриджа «Салли Гарднер в галопе».

Picture
На этом изящные конструкционные решения мануфактурного калибра K.06-0 с ручным заводом отнюдь не заканчиваются. Например, устройство анимации было интегрировано в него с собственным заводным барабаном: по итогу в калибре их два – один задействован для модуля (располагается внизу), второй, вверху, отвечает за ход минутной и часовой стрелок. Темп действия зоопраксископа Чайкина весьма высок для классической часовой техники: кадр длится примерно 0,08 секунды, с такой же скоростью работает и обтюратор, что примерно вдвое превышает темп колебаний баланса. Запас хода зоопраксископа 20 секунд, длительность одного полного цикла анимации из 12 кадров составляет 1 секунду.


Что касается внешнего вида и фактуры – для прямоугольного корпуса ультралимитированной серии, задуманной в количестве 12 экземпляров, было использовано белое золото. Кстати, сама модель выполнена и отделана в стиле винтажной кино- и фототехники – ещё одна отсылка к реализованной в них задумке. На это намекает не только характерная чёрно-серебристая гамма, но и отдельные элементы оформления: миниатюрный окуляр, стилизованный под объектив, заводная головка и кнопка запуска анимации, напоминающие кнопки фотоаппарата, а также центральные стрелки, вторящие форме рычажков взвода затвора и перемотки плёнки.

Picture
Задняя крышка часов, разумеется, была выполнена из сапфирового стекла, чтобы не скрывать от взгляда филигранную отделку прямоугольного мануфактурного калибра с 45-часовым запасом хода. Циферблат, покрытый чёрным лаком, не менее искусно гильоширован традиционным узором «Парижские гвозди».

Picture
Часы впервые были показаны публике в Москве 9 апреля 2013 года – а буквально через две недели произвели фурор на Базельской выставке, в те годы являвшейся одной из крупнейших международных профессиональных экспозиции.

Picture
О модели написали все ведущие порталы, следящие за новостной повесткой хронометрической индустрии. Майкл Клеризо, колумнист The Wall Street Journal, в интервью для сайта thewatches.tv отметил, что включает её в пятёрку лучших часов выставки.

Ну а о креативности автора Cinema можно судить не только по, собственно, изобретению, но и тому, какими методами информацию о нём доносили аудитории. В конце концов, никто из заслуженных швейцарских мэтров прежде (да и потом тоже) не прибегал к жанру комикса, чтобы рассказать на его страницах о разработанных своими силами наручных часах.

Picture
Часы Cinema, наделённые небывалой эмпатией, и реакция, которую они вызывали у зрителей, заставили задуматься Константина о том, какую огромную роль играют неподдельные эмоции. Именно они стали прологом к появлению родоначальника обширного семейства «ристмонов» – знаменитому улыбающемуся «Джокеру» с циферблатом, наделённым антропоморфным дизайном.
Photo

После выпуска Cinema я впервые серьёзно начал размышлять на тему эмоций и того, как они влияют на восприятие наручных часов нашими современниками, – делится мастер. – Мы смотрим на произведение искусства как на объект, влияющий на наши чувства. Эта мысль в итоге оформилась в работу под названием «Джокер», где эмоции можно было читать как открытую книгу, не нажимая ни на какие кнопки.

Константин Чайкин
Подробности этой истории можно узнать в книге «Константин Чайкин: высокое часовое искусство с российской душой». В ней можно найти детальную биографию часовщика, все этапы его творческого пути, а также интересные истории из внутренней кухни создания часовых шедевров автора. Приобрести книгу можно через Озон.
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей