Первые часы с турбийоном Константина Чайкина
В этом году мануфактура «Константин Чайкин» отмечает свое 20 лет с момента создания. Датой основания мануфактуры Константин считает 23 октября 2003 года – дату начала работы над первым механизмом его собственного производства. Это были настольные часы с турбийоном – первый турбийон, произведенный в России за 175 лет.
Константин Чайкин за работой, 2004
«Я к этому времени много увлекался часами. Много читал про часы, ремонтировал их, даже самостоятельно собрал несколько из готовых деталей, – вспоминает мастер. – Меня очень заинтересовало одно из главных часовых усложнений – турбийон. Было удивительно, почему в современной России никто ничего подобного не делал. Меня это зацепило! Я решил попробовать сделать свой турбийон самостоятельно».
Первый турбийон Чайкина в процессе производства, 2003
Перед началом работы начинающий мастер испытывал вполне понятные сомнения в своих знаниях и навыках и искал авторитетные источники информации: «В то время не было YouTube, информации в интернете было совсем мало, поэтому я искал информацию в старых советских книгах, журналах, учебниках. Но в итоге я разобрался, как он работает и сделал чертежи».
Константин Чайкин в процессе работы над чертежами первого механизма, 2003
За помощью в изготовлении деталей по своим чертежам Константин Чайкин обратился к опытному петербургскому часовщику и реставратору. Однако у реставратора было много собственных проектов, запуск работы на турбийоном все время откладывался. После 3 месяцев ожидания Чайкин решил, что нужно приступить к изготовлению деталей самостоятельно.
Константин Чайкин в процессе изготовления деталей, 2003
Чтобы ускорить процесс мастер решил использовать части готовых механизмов. В этом Чайкин следовал примеру величайших часовщиков мира – скажем, сам Авраам-Луи Бреге создал один из своих первых турбийонов на основе механизма карманного хронометра британского мастера Джона Арнольда. Для Константина Чайкина «донором» стали советские настольные часы «Весна» Владимирского часового завода. Мастер использовал не весь их механизм, а только заводной барабан, колеса ангренажа до секундного колеса, анкерный ход и баланс. Он рассчитывал таким образом сократить срок производства «до пары недель». Однако расчет не оправдался.
Константин Чайкин в процессе работы, 2004
Уровень отделки деталей серийных советских часов оставлял желать лучшего. Мастеру пришлось приобрести необходимые станки и инструменты и самостоятельно заняться доработкой. Впрочем, как отмечал Чайкин, «нет худа без добра»: в ходе этой работы он многому научился.
Константин Чайкин в процессе работы, 2003
Чайкин захотел сделать турбийон более зрелищным. Для этого он решил использовать конструкцию с односторонним креплением оси каретки, изобретенную в 1920 году немецким часовщиком Альфредом Гельвигом. Это тоже создало определенные сложности: чтобы каретка получилась достаточно сбалансированной, понадобилось множество настроек и подгонок. Трудности вызвало и использование титана для ее изготовления: в руках начинающего часовщика титан оказался на редкость капризным в обработке. Но Чайкин настойчиво шел к цели, приобретая по пути необходимые навыки – как конструкторские, так и технические.
Чертежи первого турбийона, сделанные в CorelDRAW
Мастер самостоятельно изготовил не только турбийон, но и прозрачный корпус часов, их циферблат и стрелки. Дизайн последних отсылает к «стрелкам Бреге» – сознательный выбор Чайкина, который хотел таким образом выразить уважение к наследию и примеру великого предшественника. К эпохе Авраама-Луи Бреге отсылает и строгое классическое начертание римских цифр на часовой шкале. Турбийон использован в дизайне как малый циферблат для секундной стрелки.
Первые часы мануфактуры «Константин Чайкин», 2004
На создание готовых часов у Константина Чайкина ушло около 5-6 месяцев, но мастер не жалел о потраченном времени. Проект завершился успешно, и в России появился первый за 175 лет турбийон. «Теперь я мог говорить о себе как о часовщике», – отмечает Чайкин.
Первый турбийон Константин Чайкина, 2004
Несмотря на все сложности, работа над первым проектом не ослабила, а только усилила стремление мастера изобретать и создавать новые сложные механические часы: он вспоминал, как был поражен тем, что устройство, известное своей сложностью, ему удалось сделать практически без опыта и собственными руками! После завершения первого проекта Константин Чайкин, по его словам, сразу же захотел немедленно приступить к новому.
Константин Чайкин в своей мастерской, 2004
PS Следующий, 2004 год, стал во многом определяющим для Чайкина. Вышла первая статья о нем в журнале «Часовой бизнес». Мастер посетил выставку работ Бреге в Эрмитаже. И решил для себя, что высокое часовое искусство станет делом его жизни.
НОВОСТИ И СОБЫТИЯ