Эта история про то, как мог появиться первый в мире центральный «таинственный» турбийон, и что помешало осуществлению этого замысла.
С XIX века известен принцип «таинственных» часов, вероятно, изобретённых французским иллюзионистом и часовщиком Жан-Эженом Робер-Уденом. До недавнего времени этот принцип реализовывался лишь в виде прозрачного циферблата с одной или двумя стрелками индикации времени. Такого рода часы производились в различных форматах. Изначально, самим изобретателем и его последователями, – как стационарные и настольные часы. В конце XIX века уже как карманные и наконец, в 1980-е – как наручные часы.
Чтобы прийти к идее «таинственных» наручных часов с дополнительными сложными устройствами, также реализованными на основе принципа «таинственного» действия, потребовалось свыше полутора столетий. Первым к разработке таких часов приступили в 1993 году швейцарские инженеры Вилли Клёси, Норберт Перукки и Рене Кентен, именем последнего был назван часовой бренд, посвятивший себя производству «таинственных» часов.

Все часы Quinting – кварцевые, включая «таинственный» хронограф, первая модель этого бренда, которая была представлена в 1999 году. Разумеется, использование кварцевого калибра несколько упрощает разработку и производство «таинственных» часов. Как минимум, в них нет необходимости резервировать пространство, требующееся для размещения заводного барабана.

Появления первых в мире сложных механических наручных часов с «таинственной» индикацией времени и «таинственными» усложнениями пришлось ждать ещё десятилетие. Появлению сложной «таинственной» механики часовое дело обязано независимому часовщику Константину Чайкину. В часах «Мистерия 1000 камней» (Mystery 1000 Jewels), над которыми он работал в 2008 году, помимо «таинственной» индикации времени с часовой (в 24-часовом формате) и минутной стрелками он установил прозрачную «таинственную» планисферу с картой звёздного времени над Петербургом, а также годовой календарь.

В дальнейшем Константин Чайкин сконцентрировался на развитии коллекции классических «таинственных» часов. Сначала модель получила название «Мистери» (Mystery), а во второй половине 2012 года название изменилось: с той поры «таинственные» часы Чайкина стали называться «Левитас» (Levitas). Первая большая презентация переименованной и изрядно модернизированной коллекции планировалась и состоялась на Базельской выставке весной 2013 года – с 25 апреля по 2 мая.

Запуск новых моделей «Левитас» Константин Чайкин решил поддержать гораздо более сложными флагманскими часами «Левитас Турбийон». В принципе, создание мужских и женских моделей коллекции заставляло его заниматься только организацией и совершенствованием серийного производства. Налаженная технологическая линия по серийному выпуску «таинственных» часов начала действовать. Причём, часы производились не только под брендом «Константин Чайкин», но также в рамках коллаборации с ювелирной фирмой «Ника», которая заказала разработку «таинственного» механизма для женской и мужской моделей с кварцевым приводом.

Чайкина же в гораздо большей степени интересовало иное. Константину нравилось (и нравится по сей день) изобретать новые часы, а не заниматься тиражированием своих прежних разработок. Поэтому в 2012 году, готовясь к предстоящей Базельской выставке, он с увлечением принялся за разработку «таинственного» турбийона.

Когда процесс проектирования был успешно завершён, и предстояло приступить к изготовлению часов, он случайно узнал, что один крупный бренд готовит премьеру похожей модели. Константин Чайкин вспоминает: В декабре 2012 года вышли публикации, что у Cartier появился “таинственный” турбийон, который будет представлен на выставке SIHH в Женеве. К этому моменту у меня уже вовсю шёл процесс разработки часов Levitas Tourbillon. Я планировал успеть сделать их к Базельской выставке, чтобы там показать, очень хотелось, чтобы вместе с часами «Синема» была ещё одна сложная новинка. В итоге, после того как узнал о премьере Cartier, подумал, что, пожалуй, стоит свернуть проект, чтобы не брать на себя затраты на работу мануфактуры в течение нескольких месяцев, и в результате показать аналогичные часы, но уже вторым, после Cartier

Проект был свёрнут, часы «Левитас Турбийон» остались нереализованными. Сейчас, когда прошло уже десять лет, можно с холодной головой проанализировать эту историю. «Таинственный» турбийон к тому моменту уже существовал. За пять лет до того, в 2007 году, компания Breguet начала выпуск модели Tourbillon Messidor Ref. 5335, в которой турбийон был выполнен на основе «таинственного» принципа, а именно он был установлен на вращающемся сапфировом диске, через который осуществлялся привод турбийона. Часовая и минутная стрелки индикации времени при этом были установлены на обычный, не «таинственный» циферблат.

Часы Rotonde de Cartier Double Mystery Tourbillon, действительно представленные Cartier в 2013 году, были выполнены на основе того же принципа с обычными стрелками и «таинственным» турбийоном. Только, в отличие от Tourbillon Messidor, в Rotonde de Cartier Double Mystery Tourbillon турбийон был необычным, с двойным вращением, с минутным оборотом вокруг своей оси, и пятиминутным орбитальным вращением.

Идея Константина Чайкина была иной. Он разработал не имеющий прецедентов центральный «таинственный» турбийон с установленными соосно на том же прозрачном циферблате часовой и минутной стрелками.

Потом, в 2016 году, компания Cartier показала Rotonde de Cartier Astromysterieux, другие «таинственные» часы, разработанные Кароль Форестье, техническим директором направления сложной механики бренда. Забавно отметить, что Astromysterieux – это выполненная на основе «таинственного» принципа альтернатива часам Freak бренда Ulysse Nardin, к запуску которых она сама приложила руку в конце 1990-х на старте своей карьеры. И в Astromysterieux, и в Freak механизм поворачивается в темпе хода минутной стрелки, поэтому, если называть эти часы турбийоном, то это очень медленный турбийон (что нисколько не умаляет достоинств этих часов).

Возвращаясь к нереализованному проекту «Левитас Турбийон», следует отметить, что он по сей день сохраняет актуальность. Аналога таких часов на рынке до сих пор не было создано. Да и идея «таинственного» центрального турбийона слишком красива, чтобы окончательно забыть об этом проекте.
Сам Константин Чайкин считает, что ещё ничего не потеряно: «В любой момент могу собраться и изготовить эти часы. По большому счёту, основная работа сделана. 3D-проект для изготовления прототипа готов, солидный опыт производства «таинственных» часов имеется. В любой момент готов запустить проект в производство. Дело за малым: найти окно в плотном графике мануфактуры и огромной череде запланированных проектов».

PS. Любопытно, что Константином Чайкиным был достигнут своеобразный рекорд. Одни из часов «Мистери» он собрал во время восхождения, на вершине самый высокой горы Сибири – горы Белуха (4506 м).